Карие глаза русые волосы



Внимание! Предварительный просмотр слайдов употребляется только в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. В случае если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: познакомить обучающихся с описанием наружности человека, литературным портретом; оказать помощь понять его план, особенности; подготовить высказывания в этом жанре.

Задачи:
  • Образовательная. дать понятие о портрете, его видах, применении в различных стилях.
  • Развивающая. развивать исследовательские и творческие навыки.
  • Воспитательная. привлечь интерес к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; вырабатывать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал (текст, карточки)

На доске. цели, тема урока.

1. Организационный момент. Приветствие учителя.

Цель. привести к доверию, готовность сотрудничать.

2. Мотивация. Постановка цели и задач.

Цель. побудить к совместной деятельности, загрузить в учебный материал, сформировать информационное поле урока.

Содержание: чтение фрагмента сочинения, определение темы, целевые установки.

3. Актуализация опорных знаний.

Цель и содержание этапа: распознать компоненты описания, познакомить с портретным словарем.

4. Постановка учебной задачи.

5. Постановка учебной задачи. Творческое задание.

Цель. распознать особенности художественного описания.

6. Творческая работа.

Цель. развить умения включать элементы описания в текст.

7. Межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО.

Цель. формирование культурологической компетенции.

Содержание: применение методического приема сравнения литературного и живописного портрета .

8. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление активных обучающихся. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Приветствие обучающихся.

Цель: привести к доверию, готовность к сотрудничеству.

Преподаватель: Парни, сейчас у нас урок развития речи и работать мы будем в группах. Я надеюсь, что вы станете внимательными, активными и все у нас окажется. Сохраняю надежду на то, что урок вам понравится и запомнится.

2. Мотивация. Постановка цели и задач.

Цель: побудить к совместной деятельности, загрузить в учебный материал; сформировать информационное поле урока.

Содержание: чтение фрагмента сочинения, определение темы, целевые установки.

Преподаватель: Давайте прослушаем фрагмент сочинения об одном из любимых ваших преподавателей.

2 слайд (картина школы+ музыка)Чтение преподавателем сочинения о первой учительнице класса.

Преподаватель: Любимый преподаватель. Думается, так о нем, привычной до небольшой черточки, близком и дорогом человеке..Но. оказывается весьма тяжело отыскать такие слова, дабы передать всю признательность, признательность, почтение и трепетную нежность, каковые переполняют сердце, в то время, когда думаешь о любимом преподаватель. Среди красивых моих преподавателей имеется совсем необычный человек. Представьте себе низкую, стройную, строго и со вкусом одетую молодую даму с приятным миловидным лицом. С бережно причесанными яркими волосами, то собранными в пучок либо распущенными до плеч. С милой улыбкой и озорным взором блестящих голубых глаз. Попытайтесь услышать ее взволнованную обращение, звенящую натянутой струной, в то время, когда нам она что-то растолковывает, читает, говорит. На уроке ее взор делается глубоким и строгим, но непостижимо притягательным, а лицо от наслаждения, в то время, когда она слышит верный ответ ученика.

Преподаватель: Парни, вы определили вашего любимого учителя?

(Наша первая учительница).

3 слайд Фотография учителя.

Преподаватель: Что помогло вам определить вашу учительницу?

(описание её наружности).

Карие глаза русые волосы

Преподаватель: А сейчас посоветуйте тему нашего урока.

(описание наружности человека).

Преподаватель: Итак, тема нашего урока Описание наружности человека. Какие конкретно задачи мы должны сейчас решить?

3. Актуализация опорных знаний.

Цель и содержание: распознать компоненты описания, познакомить с портретным словарем.

Преподаватель: Парни, у вас имеется карточка №1 с компонентами описания наружности человека. Посмотрите и скажите, что посредством этих слов возможно обрисовать во наружности?

(обрисовывают наружность человека, в частности: лицо, глаза, волосы, фигура, мимика, жесты).

Преподаватель: Портрет. Описание наружности называется портретом, вот его компоненты, запишите их в тетрадь.(записывают в тетрадь).

4. Постановка учебной задачи.

Преподаватель: А сейчас узнаем, какие конкретно бывают портреты. Нам окажут помощь тексты, в которых видятся описания портретов.

7 слайд. Текст из произведения Бежин луг

Преподаватель: Пожалуйста, 1 группа прочтите отрывок.

(читают отрывок И.С.Тургенева по очереди вслух).

Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С прекрасными и узкими, мало небольшими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, яркими глазами и неизменно полувеселой, полурассеянной улыбкой.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, тёмные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.



Лицо третьего, Ильюши, было достаточно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно высказывало какую-то тупую, больного заботливость; сжатые губы. перемещённые брови не расходились.

Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати. с печальным взглядом. Все лицо его было мало, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но необычное впечатление создавали громадные, тёмные,жидким блеском сверкавшие глаза.

Последнего, Ваню, я вначале было и не увидел. лишь иногда выставлял кудрявую голову.

8 слайд Описание Митраши и Насти

Преподаватель: Слово 2 группе.Дети: читают отрывок вслух. Отвечают на вопросы. Цель – раскрыть внутренние качества (доброта, ласку, хозяйственность).

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни чёрные, ни яркие, отливали золотом, веснушки по всему лицу были большие, как золотые монетки, и нередкие, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Лишь носик один был чистенький и смотрел вверх.Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего лишь десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но весьма плотный, лобастый,затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

9 слайд Описание Валька – героя произведения В. Г. Короленко Дети подземелья

3 группа чтение отрывка.

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и узкий, как тростинка. Одет он был в нечистой рубашонке, руки держал в карманах узких и маленьких штанишек. Чёрные волосы лохматились над тёмными задумчивыми глазами.

10 слайд Описание Дубровского.А.С.Пушкин Дубровский

Преподаватель: 4 группе слово.

Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову и молчал. Позже внезапно поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал.

11 слайд Внимание розыск. Из газеты.

Преподаватель: Парни, а вот еще один портрет. Прочтите 1 группа.

(читают отрывок, отвечают вопросы, цель – передача особенных примет).

1 группа Ее приметы: на вид 14-16 лет, плотного телосложения, рост 165 см. волосы темно-русые, прямые, ниже плеч, глаза карие. За ухом громадное родимое пятно.

Преподаватель: Выясните задачу этого описания? (передача особенных примет)

12 слайд Описание человека негроидной расы. Энциклопедия.

Дети читают словарную статью из энциклопедии, отвечают на вопросы, определяют цель описания – передачу национальных линия.

Свойственны чёрная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Нация распространена в Африке, к югу от Сахары.

Преподаватель: А какова задача этого описания? Парни, из каких источников раздались эти описания?

13 слайд Виды описаний.

Преподаватель: Приятели, в зависимости от плана и цели, описания наружности делятся на пара видов: деловое, научное, художественное. Давайте возвратимся к нашим портретам и определим их вид?Дети по слайдам именуют вид описания.(записать в тетрадь)

14 слайд Релаксация. Звучит музыка.

Преподаватель: А сейчася порошу всех не обращать внимания и представить образ своей мамы. Вспомните её глаза и мысленно посмотрите в них, почувствуйте её ласковый и теплый взор. Проведите ладошкой по ее щекам, погладьте волосы, прочно обнимите ее. Скажите ей, какая она прекрасная, единственная, неповторимая. Любите ее, берегите, заботьтесь и ни при каких обстоятельствах не обижайте.Благодарю всем. Откройте глаза и продолжим работу.

5. Творческое задание.

Цель: распознать особенности художественного описания.

Преподаватель: Обратим внимание на особенности художественного описания. Всмотритесь в литературные портреты и назовите портретные изобразительно-ясные средства в них.

(сравнение, цветовые эпитеты, эпитеты со значением формы, размера, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, применение числительных, разговорная лексика)

Преподаватель: Удостоверьтесь в надежности по слайду (лексические средства). А в каких текстах – описаниях отсутствуют такие элементы. Из-за чего?

(В деловом, научном. В них даны конкретные информацию о человеке.)

Преподаватель: Парни, сейчас мы обращались к описанию наружности таких мастеров литературных портретов, как А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, В.Г.Короленко, М.М.Пришвин.А сейчас обратимся к литературному портрету нашего писателя – земляка М.А.Шолохову. Портреты в его произведениях занимают особенное место, являются средством характеристики героев.Вашему вниманию предлагается портрет Мишки. А из какого именно рассказа вы скажите сами.

16 слайд Отрывок из рассказа Нахаленок М.А.Шолохов

Дети по группам на карточке вставляют слова, а после этого зачитают 2 и 4 группа.

Преподаватель: А сейчас посмотрим, как М.А.Шолохов обрисовал Мишку.

Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купанья в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним был оптимален Мишка – глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

Преподаватель: Скажите наименование рассказа, кто предугадал?

6. Творческая работа.

Цель: развивать умение включать элементы описания в текст.

19 слайд Текст Пускай так не будет

Преподаватель. В художественном тексте портрет есть средством характеристики героя. Он органично включается в текст произведения и образовывает с ним единое целое. А на данный момент мы обратимся к тексту В.Катаева, в котором отсутствуют портреты героев. Прочтите текст.

Читают уч-ся вслух. По платформе к поезду бежала достаточно грузная дама. Споткнулась, упала. Стала смущенно подниматься. А рядом стояли три паренька. Они с любопытством наблюдали на происшествие. Но никто из них кроме того не поразмыслил оказать помощь даме встать. Лишь один достаточно равнодушно увидел:

— Спортом необходимо заниматься. (В. Катаев.)

Преподаватель :Я предлагаю, выполнить творческую работу. Вам нужно включить в текст компоненты описания наружности, каковые будут или соответствовать поведению парней, или противоречить. Для этого обратитесь к словарю упр. 422 либо подберите свои лексические средства.Начните с предложения. А рядом стояло три паренька.

Обучающиеся записывают текст.

Преподаватель: Давайте зачитаем кое-какие описания. (чтение описаний сперва всего отрывка)

Преподаватель: Из ваших описаний мы заметили, что наружность человека может соответствовать его характеру.

Карие глаза русые волосы

Цель: формирование культурологической компетенции. Содержание: методический прием – сравнение литературнрго портрета и красивого портрета.

Преподаватель: Дети, сейчас мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в искусстве много мастеров портретного жанра.взглянуть на портреты и живописцев их создавших.

20-22 слайд Живописцы.

Преподаватель: Иван Николаевич Крамской – мастер психологического портрета, Василий Андреевич Тропинин – мастер характерного портрета, Илья Ефимович Репин – мастер исторического группового портрета.Парни, живописцы и писатели с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-личные черты личности, продемонстрировать внутреннюю ценность человека.

8. Подведение итогов.

Преподаватель: Наш урок подходит к концу. Возвратимся к задачам урока.

23 слайд Цели урока

Преподаватель: взглянуть на задачи урока и подведите результат. Что нового вы определили на уроке?

Преподаватель: Хорошо. Парни, какая группа, по вашему точке зрения, была самой активной на уроке. Кто заслуживает сейчас пятерки.

22 слайд Домашнее задание.

Преподаватель: Парни, дома вы обрисуйте своего одноклассника. Выделите в портрете его индивидуальность, так дабы мы по описанию наружности имели возможность его определить. Благодарю вас за работу на уроке.

Статьи по теме